ТЕМА 1.ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



Вопросы семинарского занятия

1.  Роль, значение экономической теории и её предмет
2.  Генезис экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как разделы экономической теории
3.  Методы научного познания: общие и локальные
4.  Классификация экономических систем
5.  Функции и типы рынка
6.  Возникновения денег и их функции

7.  Собственность как правовая категория. Формы собственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ

Роль и значение экономической науки. Место экономической теории в системе наук. Микроэкономика и макроэкономика как два уровня анализа в экономической теории
 Генезис экономической науки.   Философские учения Аристотеля, Сократа и Платона как основания экономической науки. Меркантилизм и физиократия. Английская классическая политическая экономия. Марксизм. Маржинализм. Неоклассическая теория (кембриджская школа, монетаризм и неолиберализм). Кейнсианское направление экономической теории. Институционализм.
Методы познания и исследования экономической теории: общие, специфические и универсальные. Экономические категории и экономические законы.
Философия экономики: анализ нужд и потребностей общества как общие ориентиры по­знавательной деятельности и общая методология экономического познания.
Экономическая система. Типы экономических систем. Классификация экономических систем по форме собственности и по способу координации экономической деятельности. Традиционные цивилизации. Плановая (социалистическая, административно-командная) экономическая система. Рыночная цивилизация. Чистый капитализм. Смешанная экономика как разновидность капиталистической.
Рыночная экономическая система. Основные черты рыночной экономики: частная собственность, свобода выбора и предпринимательства, личная выгода, саморегулирование экономики, минимум вмешательства государства в экономику, конкуренция, свободное ценообразование. Модели экономических систем: американская, шведская, японская и др.
Функции рынка: посредническая, ценообразующая, информационная, регулирующая, стимулирующая, санирующая. Принципы функционирования рынка: маржинальный анализ, альтернативный выбор, экономической рациональности. Типы рынка: свободный и регулируемый. Границы рыночных отношений. Рыночный механизм. Рыночная конъюнктура.
Собственность и деньги – важнейшие институты рыночной экономики. Собственность как экономическое и правовое явление. Экономическая теория прав собственности. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах. Типы и формы собственности. Субъекты и объекты собственности. Признаки классификации форм собственности. Основные черты разных форм собственности. Индивидуальная, кооперативная, государственная собственность. Производные формы собственности.
Сущность и функции денег: средства обмена, средства  сбережения и мера  стоимости. Объективная необходимость и исторический процесс возникновения денег. Золото и серебро как деньги.

СОДЕРЖАНИИ ЛЕКЦИИ: ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.  Экономическая теория: предмет, методы и генезис
2.  Типы экономических систем.
3.  Рыночная экономика: основные черты и принципы функционирования
4.  Собственность и деньги как важнейшие институты рынка

1 вопрос.

С первой секунды своей жизни каждый человек оказывается не только в ласковых руках своей мамы, но и в жестких объятьях экономики. Соски, пеленки, молочные смеси и прочее, прочее — все это экономика. Отсюда можно сказать, что экономика начинается с решения проблем личного и семейного характера.
Она как бы определяет погоду в доме. Всю жизнь мы находимся в плену так называемых экономических проблем: тепло или холодно в доме, есть ли свет и вода, какая еда в холодильнике, сколько денег в кошельке, какую часть израсходовать, а какую сберечь на черный день?

Экономика — это участие человека в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ (товаров и услуг, или продукта).
Но не обособленно, а в системе производственных отношений.
Важный момент: экономика может реализовать себя только в системе отношений между людьми. В экономической науке такие отношения называются экономическими, или производственными, отношениями.
Производственные отношения — это объективные (не зависящие от воли и сознания людей) отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления.
Экономика является общественной наукой, которая способствует решению хозяйственных, социальных и политических проблем, встающих перед всем миром, отдельным обществом и человеком.
Дадим определение Экономической теории. Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью расширения возможностей человека.
 «Экономика» - это наука о хозяйственной деятельности людей. Однако данный термин означает не только науку о хозяйстве, но и само хозяйство: производство, торговлю, фабрики и т.п. В этом смысле принято отделять науку от практики, формируя понятие "экономическая наука".
В отечественной и зарубежной литературе широко распространены несколько синонимичных названий, имеющих разную степень точности и грамматической корректности: «политическая экономия», «экономика», «экономикс», «каталлактика».
Термин «политическая экономия» впервые проявился в 1615 году в названии книги французского ученого А. де Монкретьена «Трактат политической экономии». Это название стало настолько удачным, что являлось общепризнанным обозначением экономической науки вплоть до начала XX века (в России — до XXI века). Данный термин в то время достаточно точно отражал характер экономических исследований, поскольку экономика в странах Европы, государственным строем которых являлась абсолютная монархия, была очень тесно связана с политикой. До сих пор в названиях отдельных научных изданий можно встретить данный термин.
Однако в конце концов большинство экономистов отказалось от подобного обозначения экономической науки. Экономическая наука должна остерегаться касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать. Поэтому, считает А. Маршалл, её лучше обозначать широким термином «экономическая наука» (англ. economics), чем более узким термином «политическая экономия». Впоследствии термин Маршалла стал наиболее употребительным в англоязычной литературе.
Основное предназначение и смысл экономической науки состоит в выявлении, учете и использовании в практической деятельности законов хозяйственного развития.
Экономическая наука представляет собой целую систему, в которой можно выделить два главных направления: фундаментальное, или теоретическое (экономическая теория) и конкретно-научное, или прикладное.

В соответствии с объектом и целями исследования в экономической теории принято выделять несколько уровней исследования:
1.     Микроэкономика – изучает интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.
2.     Макроэкономика – исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом (на уровне государства), рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.
3.     Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся исследованием функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе. Т.о., она занимает промежуточное положение между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями экономической теории.
4.     Мегаэкономика –  (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

2. Генезис и основные этапы развития экономической теории
Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов: "политикос" - государственный, общественный; "ойкос" - домашнее хозяйство, дом; "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 в. это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).
Зачатки экономической науки возникли еще в античном обществе. Термин «экономия» впервые предложил Ксенофонт, встречается он и у Аристотеля. В 1615 г. француз Антуан де Монкретьен опубликовал «Трактат о политической экономии», где рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяйственной деятельности в рамках национального государства.
МЕРКАНТИЛИЗМ – (Т.Мэн, А. Монкретьен) 15-17 вв. экономическое учение эпохи первоначального накопления капитала; первая попытка теоретического обоснования экономической политики купечества; в нем общественное богатство отождествлялось с деньгами, а источником его накопления являлась внешняя торговля.
ФИЗИОКРАТИЯ – 18 век. Ф.Кенэ. направление в экономической теории, возникшее во Франции в XVIII в., представители которого впервые перенесли исследование о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, причисляя, правда, к последнему только сельское хозяйство.
КЛАССИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ) –  17-18 вв. А.Смит, Рикардо, Петти, Пьер Буагильбер. Одно из самых значительных направлений в экономической теории периода становления капиталистического способа производства, которое источником общественного богатства и предметом своего исследования объявило всё материальное производство (а не только сельскохозяйственное). Его представители впервые использовали абстрактно-аналитический метод исследования; осуществили анализ механизма конкуренции, денежного обращения, кредита, дохода и т.д.; заложили основы трудовой теории стоимости.
МАРКСИЗМ – 19 в. К. Маркс. теоретическая концепция, которая восприняла, переработала и дала свою интерпретацию теоретического наследия классической политической экономии; в ее рамках сформулировано учение об общественно-экономических формациях, продолжено исследование трудовой теории стоимости, разработана теория цены производства, двойственного характера труда, прибавочной стоимости.
В 70-х годах 19 века появилась научная школа МАРЖИНАЛИЗМ,  в рамках которой выделяют: австрийскую школу и неоклассическую школу.
НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА – А.Маршалл направление в экономической теории, положившее начало исследованию экономических явлений на основе применения принципа функциональных взаимозависимостей (т.н. «экономикс»); основным пунктом анализа явился механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния.
КЕЙНСИАНСТВО – (20 век Д.М. Кейнс.) одно из значительных направлений в экономической теории, ставшее первоосновой макроэкономического анализа и идейным обоснованием практики государственного регулирования рыночной экономики. Отправной пункт теории – необходимость формирования эффективного спроса и его составляющих – потребительского и инвестиционного спроса.
МОНЕТАРИЗМ – М. Фридмен. Направление современной экономической теории, возник в 1950-е годы, в центре которого находится проблема стабилизации экономики при помощи денежного фактора.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ – одно из направлений эволюции экономической теории в первой трети XX в. Содержит в себе системный анализ процессов и явлений, так называемых институтов (государство, конкуренция, монополии, налоги, образ мышления, юридические нормы и др.). Торстейн Веблен, Дж.Комонс.
Таблица 1
Основные экономические школы
Важнейшие школы
Период развития
Крупнейшие представители
Основные труды
Меркантилизм
16 - 18 вв.
Антуан де Монкретьен
Томас Ман (1571-1641)
"Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы
18 в.
Франсуа Кенэ (1694-1774)
"Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика
к. 18 - нач. 19вв.
Адам Смит (1723-1790)
Давид Рикардо
"Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм
2-я пол. 19 - 20вв.
Карл Маркс (1818-1883)
Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория
Кон. 19 - 20вв.
Альфред Маршалл (1842-1924)
"Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство
20 – нач. 21вв.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)
"Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм
20 – нач. 21вв.
Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908)
"Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм
20 – нач. 21вв.
Милтон Фридмен (р. 1912)
"Капитализм и свобода" (1962)
 3  вопрос.
Методы познания и исследования экономической теории.

Метод науки (в переводе с греч. – «путь к чему-либо») – это путь, способы и приемы познания окружающего мира.
Применительно к экономической теории – это способы и приемы достижения научной истины в познании экономических процессов.
Мир экономической реальности сложен и запутан. Задача экономической теории состоит в том, чтобы привести в систему хаотичный набор фактов, установить связи между ними, обобщить их и выявить на этой основе определенные закономерности.
Логика научных исследований определяется совокупностью методов, применяемых в научном познании. В этой связи различаются общенаучные и специфические методы.
Общенаучные — это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики и т. д. Рассмотрим их подробнее.
Диалектический метод. Диалектика — это наука о развитии. В этой связи диалектический метод предполагает ответы на такие вопросы: Почему данное явление возникло? Как оно будет развиваться? И почему рано или поздно на смену ему приходит новое явление?
Если основу изменений общественных явлений ученые видят в объективном, или независимом от воли и сознания человека, то в научном анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой он представляет собой метод диалектического материализма, или материалистической диалектики. Этот метод применяется в исследованиях марксистского направления.
Если же основу изменений ученые видят в субъективном, или зависимом от воли и сознания людей, то имеет место идеалистический метод.
Специфические — это методы, которые используются как теоретической экономикой, так и другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией и т. д. К ним относятся: методы абстракции, дедукции и индукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического, критический метод, математический и статистический анализ, графическое изображение и т. д. Рассмотрим некоторые из них.
Метод абстракции предполагает абстрагирование от реальности. Мир реальности слишком сложен и запутан, поэтому экономисты строят свои теории, абстрагируясь от ненужных фактов. Теоретическая экономика — это своего рода абстрактная картина или всей экономики, или какого-либо сектора экономики. Если экономические теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны.
Метод дедукции — это движение в экономическом анализе от общего к частному, или от теории к фактам. Метод индукции — это движение от частного к общему, или от фактов к теории. Ученый-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории.
Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы, или составные части. С его помощью устанавливаются причины и следствия экономических явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления методом синтеза объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, законы, принципы.
Метод единства  логического и исторического. Сначала необходимо исследовать историческую жизнь каждого экономического явления, а лишь затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений. В этом случае ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке обнаруженную связь явлений.
Метод статистического и математического анализа. С применением статистики и математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые экономикоматематические модели, обеспечивающие достоверные прогнозы экономического развитии

Экономическая теория изучает совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности, а также законы их развития. Сложность объекта исследования определяет осуществление целого ряда функций.

2 вопрос.

В процессе развития потребностей людей возникает противоречие между необходимостью их удовлетворения и имеющимися для этого ресурсами.
Эффективность использования экономических ресурсов связана с возможностью их многоцелевого применения. Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом:   1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Решение ответа вопрос «что производить» связано с поиском того, какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества. Наглядной иллюстрацией способа решения этого вопроса является кривая производственных возможностей (рис. 1.1), которая отражает максимальный возможный объем производства одного блага при заданных объемах другого и при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне. Кривая производственных возможностей выражает следующее:
1.      Множество точек на самой кривой показывают возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б.  

2. Социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий.
3. Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого (движение из точки В в точку Г).
4. Общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри, в точке М. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта, не уменьшая производство другого.
5. Экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. 
Данная кривая иллюстрирует следующие фундаментальные положения микроэкономического анализа:
1.                          Ограниченность ресурсов. Она имеет относительный характер, заключающийся в невозможности одновременного и полного удовлетворения потребностей всех субъектов. Главным следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование.
2.                          Необходимость выбора. Она возникает при столкновении ограниченности ресурсов с неограниченностью потребностей. Основным критерием выбора является максимальная эффективность использования ресурсов.
3.                          Существование издержек упущенных возможностей, или альтернативных. Они появляются каждый раз, когда индивид делает выбор, и представляют собой те товары и услуги, от которых приходится отказываться в пользу производства или потребления других.
Решение проблемы «как производить» связано с выбором определенной технологии  и необходимого набора ресурсов.   Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте (рис. 1.2).




 Производственная функция (Q) показывает альтернативные способы получения одного и того же количества продукта при помощи использования разных комбинаций ресурсов (факторов производства). Скажем, ручной труд может быть заменен использованием техники. При этом за высвобождение части рабочей силы  экономика должна заплатить увеличением числа машин и, соответственно, затраченного на них капитала.
В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. При этом для повышения эффективности народного хозяйства требуется найти наиболее дешевый путь создания продукта.
Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и  использование различных организационно-правовых форм  производства: частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т.д.
Решение третьего фундаментального вопроса — Для кого производить? — связано  с проблемой распределения созданного национального продукта между  домохозяйствами. В процессе решения этой задачи определяется структура потребителей и формируются первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца (рис. 1.3).
В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Рис. 1.3. Кривая Лоренца
Линия  ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода,  40% населения — точно 40% дохода и т.д. Отклонение кривой ОАВСDЕ от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая.
Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть  и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает  социальную и классовую вражду.
Решение этих вопросов лежит в основе определения предмета экономической теории, который большинством современных экономических школ определяется как исследование наиболее эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Эффективность использования экономических ресурсов связана с возможностью их многоцелевого применения. Отсюда возникает такое понятие, как альтернативные издержки - ценность тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться. Другими словами, это издержки упущенных возможностей при выборе оптимального использования ресурсов. В процессе решения этих вопросов между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ и услуг.

4.Экономическая система. Типы экономических систем.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Сен-Симон выделял ранний период, рабство, Средневековье, современный период и Золотой век. К. Маркс создал учение о пяти общественно-экономических формациях: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.
П. Самуэльсон указывает на следующие современные экономические системы: многоукладная экономика, социализм, коммунизм, фашизм. Однако, с сегодняшней точки зрения, наиболее последовательной представляется типизация экономических систем, предложенная К.Р. Макконнеллом и С.Л.Брю, которая включает традиционную экономику, командную экономику, рыночную экономику и смешанные системы.

Для выделения этих систем используют два основных критерия:
1.     форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда);
2.     способ координации и управления экономической деятельностью;

1. Чистый (или классический) капитализм с признаками: частная собствен-ность на ресурсы, свободная конкуренция, цены устанавливаются на рынке под воздействием спроса и предложения, государство не вмешивается в экономиче-скую жизнь.
2. Традиционная экономика основана на традициях, обычаях в экономике с низким уровнем производительности труда и воспроизводствам, зачастую про-стым, с преобладанием сельского хозяйства. Этот тип присущ отсталым в раз-витии странам, где этнические и кастовые преграды препятствуют распростра-нению НТП (страны ближнего Востока).
Традиционная экономика – это экономически слаборазвитые страны, экономика которых основана на обычаях и традициях. Многоукладная экономика базируется на отсталой технологии и широком распространении ручного труда. Экономические решения диктуются наследственностью и кастовостью.

3. Плановая (административно – командная) экономика является альтернати-вой свободной рыночной экономике: объем производства, его структура, разме-ры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно на основе го-сударственного плана. Рынок не выступает регулятором, но учитывается при планировании.
4 Современная рыночная экономика, располагаясь между командной и рыночной экономикой, включает широкое разнообразие смешанных форм. При сохранении основ рыночного хозяйства.
Смешанные системы в различных странах характеризуются переплетением элементов разных экономических систем. Для смешанной, многоукладной эко-номики характерно многообразие форм собственности, лежащее в основе эко-номической системы. Связующим звеном между различными субъектами хо-зяйствования выступают рынок и государство, дополняя и корректируя его.

Традиционная экономическая система

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.
Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.
Характерные черты экономик традиционного типа:
§   Слабое развитие техники и технологий производства;
§   Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
§   Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
§   Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Рыночная экономическая система

Основные особенности капиталистической экономики:
§   Свобода предпринимательского выбора
§   Опора на рыночную систему
§   Ограниченная роль государства
Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Это и понятно, ведь страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Например, для командной системы характерны советская модель, китайская модель и др.

Современная рыночная экономика также представлена различными моделями. Вот некоторые из них.
Модель экономической системы – это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного поведения экономических субъектов.
Шведская модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет 70% ВВП, причем половина направляется на социальные нужды.
Сердцевиной шведской модели является социальная политика.
Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, более 50% ВНП. В результате безработица сведена до минимума, относительно невелики различия в доходах населения, высока экспортная способность шведских компаний. Высокий экономический рост сочетается с высоким уровнем благосостояния и с полной занятостью.
Японская модель отличается развитым индикативным (рекомендательным) планированием, координацией деятельности правительства и частного бизнеса. Существует определенное отставание уровня жизни населения (в том числе и заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого происходит снижение себестоимости продукции и резкое повышение конкурентоспособности на мировом рынке.
Такая модель возможна только при исключительно высоком уровне национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании всего самого ценного у других стран. Заимствование же японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, «кружки качества» в России), поскольку там нет японских традиций.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Малообеспеченные слои населения имеют приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий.
Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Государственное воздействие направлено на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.


5.Собственность и деньги как важнейшие институты рынка

Обратите внимание на то, что в основе классификации экономических систем лежит господствующая форма собственности.
В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность – это отношение человека к вещи, его возможность владеть, распоряжаться и использовать материальные условия своего существования.
Действительно, среди многообразных желаний и интересов человека достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный интерес воплощается в особом ощущении – чувстве хозяина, собственника. Еще один из первейших библейских заветов гласил: «Не укради», чем подтверждалось священное право собственности.
Собственность – это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства.
В отношениях собственности всегда присутствует две стороны: субъект собственности и объект собственности.
Субъект собственности или собственник, представляет активную сторону отношений собственности, он владеет, пользуется или распоряжается собственностью. Собственность не может быть бессубъектной, распространенное выражение «ничейная собственность», строго говоря, лишено смысла.
Субъектами собственности могут быть человек, личность, семья, социальная группа, трудовой коллектив предприятия, население территории, органы государственного управления всех уровней.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности, это все то, чем обладает собственник. Потенциально, в принципе, объектами собственности может быть все сущее на земле, кроме самого человека, его жизни и способностей. Иначе мы узаконим рабство.
Объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, валюта, информация, рабочая сила, интеллектуальный продукт. Традиционно важнейшим из объектов собственности считаются средства производства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – форма проявления общественной собственности; основана на общественном присвоении в лице государства и уполномоченных им органов факторов и результатов производства.
ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – тип собственности, при котором: 1) субъекты собственности относятся к условиям (факторам) производства как совместно и нераздельно им принадлежащим; 2) реализуется принцип коллективного присвоения всеми работниками результатов общего труда; 3) существует необходимость стимулирования работников в лучшем использовании общественных факторов производства.
ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ – совокупность материально-вещественных элементов (земля, средства производства, имущество и т.д.), составляющих пассивную сторону отношений собственности.
ПРИВАТИЗАЦИЯ (ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ) СОБСТВЕННОСТИ – одна из форм разгосударствления; процесс преобразования государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц.
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ – комплекс мер по ограничению вмешательства государства в экономику на основе воссоздания и развития многообразия форм собственности.
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ – совокупность экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу владения, распоряжения и использования благ, в первую очередь – средств производства, созданных с их помощью товаров, услуг и полученного дохода (прибыли).


Как гласит одна древнеримская максима, «лишь деньги приводят все в нашем мире в движение». Эта мысль, может быть, и не бесспорна, но тем не менее вряд ли кто-нибудь будет отрицать значение денег для экономики. Деньги — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, один из важнейших факторов, определяющих не только благополучие отдельного человека или семьи, но и здоровье и процветание любой экономической системы.

1. Деньги и их сущность

Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги, будет таким:

деньги — это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги.

Действительно, в далеком прошлом многие вещи использовались как деньги: ракушки, слоновая кость, соль, меха и др. Но такой ответ — не научный.

Существуют разные научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XV11I в. Субъективно-психологически-йподход к происхождению денег присутствует во взглядах и мнбгих современных экономистов.
Так, Пол Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж.К. Гэлбрейт считает, что «закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами — продукт соглашения между людьми».
| Деньги — это продукт соглашения между людьми.
Согласно эволюционной концепции происхождения денег история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производств. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальное назначение которого — выполнение роли всеобщего эквивалента.
Деньги — это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.
Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из их функций. Этот тезис сформулировал английский экономист Дж. Хикс:
Деньги — это то, что используется как деньги.
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
·        Меры стоимости
·        Средства обращения
·        Средства платежа
·        Средства сбережения и накопления
·        Мировые деньги
Функция денег как меры стоимости — это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изначально для выполнения этой функции деньги, как особый товар, должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото. Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров и золота связана техническая функция денег — масштаб цен.
Масштаб цен — это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.




Комментарии

  1. Очень полезная статья, спасибо автору.

    ОтветитьУдалить
  2. Obscur Studio
    1) Игитов Мурад Султанович
    2) Атавова Макка Солтанмурадовна
    3) Алискерова Нуржаган Ражидиновна
    4) Борцов
    Константин
    Викторович
    5) Османова Заира Исламутдиновна
    6) Магомедова Хадижат Магомедовна
    7) Халиков Магомед Арсланалиевич
    8) Хизриева Сакинат Магомедовна
    Экологи 2 курс

    ОтветитьУдалить
  3. Магомедова хадижат "Экономика здравоохранения"

    ОтветитьУдалить
  4. Экономика с/х
    Игитов Мурад

    ОтветитьУдалить
  5. Мезоэкономика. Отрасли социально-экономического развития РД.

    ОтветитьУдалить
  6. Мезоэкономика. Отрасли социально-экономического развития РД.

    ОтветитьУдалить
  7. Экономика туризма.Аттавова Макка .С

    ОтветитьУдалить
  8. Промышленное и аграрное производство в РД
    Гаджиева И.Д
    ИЭУР 2курс «География»

    ОтветитьУдалить
  9. Гитинамагомедов Шамиль - студент 2 курса ИЭУР
    Теории инфляции

    ОтветитьУдалить
  10. Магомеднабиева Аминат 1 курс психология "рынок труда в СССР и в России "

    ОтветитьУдалить
  11. Сотрудничать с Кредит-финанс гораздо комфортнее, ведь авто остается у вас и вам не нужно нарушать свой налаженный повседневный ритм. У нас гораздо проще взять деньги в долг под залог машины и ПТС займ денег под птс. Мы относимся к кредитной истории не так взыскательно, как банки, поэтому процент одобренных займов у нас значительно выше.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога