Добрый день! 



Команды и название проекта написать в комментариях (наименование, состав команды: ФИО, курс, группа)


Аликберова А.М. доцент кафедры «Политическая экономия»
Методические указания к семинарскому занятию
 по дисциплине Микроэкономика:
«МОЯ ФИРМА. Защита бизнес-проектов»
Развитие рынка связано с понятиями бизнеса и пред­принимательства. Под бизнесом понимают предпринимательскую экономическую деятель­ность, приносящую прибыль. Он осуществляется на свой страх и риск, под личную имуще­ственную ответственность субъектов предпринимательства. Бизнесу присущи ини­циатива, динамичность, поиск, самостоятельность. Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях. В этом контексте его разработка опирается:
-       конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
-       всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
-       изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Практическое занятие по дисциплине «Микроэкономика» в форме защиты  бизнес-проектов проводится в рамках изучения экономических, организационных и финансовых аспектов планирования деятельности организации в условиях различных типов рыночных структур, основанных на производстве и реализации оригинальной продукции.
Цель занятия – резюмирование и закрепление пройденного материала по разделам «Теория фирмы. Издержки производства и прибыль», «Рыночные структуры».

Игровой процесс имитируется при следующих усло​виях:

ü ​ сжатом масштабе реального времени;

ü введении упрощенной структуры исследуемых управ​ленческих проблем;

ü ​ неполной информации о реальных процессах.

Предварительная подготовка к занятию в форме кейс-стади (в данном случае защита бизнес-проектов) заключается в разбивке группы студентов на команды в зависимости от их интересов, то есть исходя из того какой продукт или услугу им хотелось бы производить. Озвучиваются основные обязательные разделы бизнес-проекта и критерии оценивания.

Основные требования к бизнес-проекту: информативное и понятное описание сути проекта, четкая формулировка целей и задач, представление актуальной информации о рынке, ресурсах, предполагаемых достижениях и показателях экономической эффективности. При составлении проекта необходимо учитывать одно важное условие: он должен быть кратким (достаточно 15-20 листов), иначе интерес к его чтению исчезнет.

Признак хорошо разработанного бизнес плана — содержательная информация во всех его разделах. Документ может содержать деловую графику (таблицы, диаграммы, графики, схемы), что повышает эффективность восприятия предоставляемых данных. При составлении бизнес плана нужно использовать простой и четкий стиль изложения

Последовательность разработки бизнес плана:

·        определение идеи;

·        сбор информации о продукции, рынке сбыта и факторах, его определяющих;

·        анализ полученных данных;

·        оценка возможностей фирмы;

·        определение потребностей в производственных мощностях, трудовых ресурсах и др.;

·        расчет необходимых денежных средств, определение источников финансирования, расчет прибыли;

·        оценка эффективности;

·        определение рисков;

·        оформление.

Порядок разработки бизнес плана — это выполнение всех этапов в указанной последовательности. После составления следует провести предварительную оценку проекта.

 

Рекомендуемая структура бизнес-плана включает следующие разделы: 

1.     Титульный лист проекта;

2.     Резюме (Общие положения разработки бизнес-плана)

3.     Общее описание организации
4.     Описание производимых товаров ( услуг )
5.     Маркетинговый план  (Анализ рынка)
6.     Производственный план
7.     Организационный план
8.     Финансовый план
9.     Приложения

Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от характера проекта, но перечисленные выше разделы должны быть включены в бизнес-план в обязательном порядке

Титульный лист. Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Он содержит название проекта, краткую аннотацию сути проекта: информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта.
Титульный лист должен иметь следующую структуру:
1) название проекта;
2) фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его участников;
3) адрес фирмы;
4) контакты;
5) сфера бизнеса;
6) основные виды деятельности;
7) срок реализации проекта.

Резюме проекта. Это краткая аннотация плана. В ней должна быть представлена вся суть плана в нескольких предложениях. Объем не должен превышать страницу. Это одна из важнейших частей. Она должна цеплять потенциальных инвесторов и убеждать их в необходимости инвестирования в проект, как хорошая реклама.

Вопросы:
1. Род предприятия (отметьте и опишите):
торговля, производство/переработка, распространение, услуги, другие.
2. Какие товары/услуги оно будет предлагать?
- Чем они уникальны?
- Решают ли они важную проблему?
3. Каков статус предприятия? (отметьте и опишите):
образование, приобретение уже существующего предприятия, расширение, другой.
4. Какая форма организации? (отметьте и опишите)
§  единоличное владение (индивидуальное предпринимательство),
§  общество (тип?),
§  корпорация (тип?).
5. Расположение предприятия (где будет находиться?)
- В чем преимущество этого местонахождения?
6. Кто и что будет вашим основным рынком?
7. Какой процент существующего рынка вы охватите?
- Каков ваш план и стратегия проникновения на рынок?
8. Кто ваши конкуренты?
- В чем их сила и слабость?
- Какова их доля рынка?
9. Кто собирается управлять предприятием?
- Какая квалификация необходима для управления предприятием?
- Каков опыт, стаж и образование управляющих?
10. Каковы сроки основных этапов достижения целей?
11. Сколько средств необходимо, чтобы сделать предприятие успешным?
- Сколько средств необходимо для улучшения товара?
- Сколько средств необходимо для маркетинга?
- Сколько средств необходимо для эксплуатации предприятия?
12. Какой вид финансирования вам нужен? (отметьте и опишите)
ссуда (кредит), акционерный капитал (инвестиция).
14. Каков срок окупаемости инвестиций?
15. Сколько средств вложено на сегодняшний день?
16. Каковы ваши интересы (финансовые и др.) и долгосрочные цели?
17. В чем сильные и слабые стороны вашего предприятия (что сделает его успешным)? (отметьте и опишите):
менеджмент, квалифицированный и опытный персонал, уникальный товар/услуга, постоянный источник поставок, небольшое производство/низкие накладные расходы, высокая прибыль, хорошее обслуживание, упор на качество.
18. Каковы долгосрочные цели, направленные на рост и расширение предприятия?
Общее описание организации.  Раздел должен содержать описание
следующих позиций:
1) описание проблемной ситуации в отрасли, существующие решения и удовлетворенность потребителей ими. Причины появления альтернативного решения;
2) история возникновения бизнеса, текущая ситуация и тенденции ее развития;
3) описание программного продукта и сопутствующих услуг, которые будут предложены на рынок, описание потенциальных выгод для потребителей;
4) оценка собственных возможностей — наличие команды, профессиональные навыки и предпринимательские способности каждого из членов команды, права на интеллектуальную собственность.

Производственный план.

Производственный план — неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные или прочие рабочие процессы фирмы. Здесь необходимо рассмотреть все вопросы, связанные с производственными помещениями, их расположением, c оборудованием и персоналом. Следует кратко пояснить, как организована система выпуска товаров (предоставления услуг) и как осуществляется контроль над производственными процессами. Необходимо также уделить внимание вопросам расположения производственных мощностей и размещения инструментов, оборудования и рабочих мест. Основная задача этого раздела бизнес-плана — определение и аргументация выбора фирмой того или иного производственного процесса и оборудования.

Любая организация имеет производственную систему, в которую поступают различные вводимые ресурсы (персонал, технологии, капитал, оборудование, материалы и информация) и в которой они преобразуются в товары или услуги.

Описание производимых товаров (услуг). Раздел содержит сведения о производимой продукции, предполагаемых объемах производства и продажи продукции в динамике.

Маркетинговый план (анализ рынка сбыта). Эта часть должна в обязательном порядке содержать статистические исследования конкурентной среды, анализ спроса и предложения на предлагаемую организацией продукцию, определять круг целевой аудитории, содержать сведения о продвижении и рекламе продукции. Разработка бизнес-плана невозможна без маркетинговых исследований.

Окончательное обоснование необходимости и выгодности создания продукта должно быть выполнено на основе анализа рынка. Этапы анализа исследования внешней среды:

1. Общие тенденции изменения данного рынка;

2. Состояние конкуренции на рынке;

3. Основные потребители; 4. Сбытовая деятельность;

5. Тенденции развития внешней среды, неподконтрольные предпри- ятию.

Обязательно следует указать конкурентные преимущества:

а) способность удовлетворять потребности покупателей;

б) охват рынка;

в) отзывы и репутация;

г) стабильность позиции (финансовые ресурсы).

Организационный план включает рекрутинг и кадровую политику организации, требования к квалификации и подбору персонала, его количеству и оплате труда.

Финансы. Восьмой раздел бизнес-плана должен состоять из расчетов, экономически обосновывающих работу предприятия. Здесь необходимо отразить расчет стоимости продукции и услуг, определить издержки и дополнительные затраты, траты на приобретение оборудования и инвентарь.
Кроме этого, в финансовом разделе должен быть представлен операционный бюджет компании, её управление по страхованию, рискам, прогноз по операциям с ценными бумагами, указаны основные показатели проекта по его эффективности, а это и сроки окупаемости, и чистый приведённый доход, и внутренние нормы доходности, и рентабельность.
 И главная часть – это окупаемость инвестиций. Необходима для оценки инвестиционной привлекательности проекта. Выводы о возможностях и сумме вложения в бизнес.
Студенты могут выбрать любой интересный для них вид деятельности в качестве основы своего коммерческого предприятия. В частности, например,  кинотеатр ExoFilm  (открытие кинотеатра ExoFilm по франшизе с целью удовлетворения развлекательной и культурно-просветительной потребности населения); развлекательный центр «Jumping-off» (многофункциональный развлекательный центр для всех возрастов и уровня физической подготовки); блинное кафе «FRANSUA BLINO» (главная цель - быстро и вкусно накормить гостей своего заведения, обеспечить клиентам максимально возможный ассортимент блинов).

Каждой команде предоставляется 15 минут на выступление и представление всех имеющихся материалов и презентацию своего проекта. По завершению, все другие команды, а также преподаватель задают вопросы.
Для реализации цели семинарского занятия необходимо оценивание, которое осуществляется независимой экспертной комиссией, в состав которой входит по одному участнику из каждой команды. Членам экспертной комиссии запрещено голосовать за представителя своей команды.
Критерии оценивания:
ü Актуальность, соответствующее оформление  и  наглядность представленного проекта;
ü Содержательность бизнес-проекта и презентации;
ü Владение материалом, способность четко обосновать свои идеи;
ü Умение отвечать на вопросы;
ü Возможность практической реализации проекта.

 По каждому отмеченному выше критерию выставляется максимально 20 баллов. В итоге будут определены первое, второе и третье места. При оценивании команд в расчет принимаются  содержательность не только ответов, но уровень, сложность и точность сформулированных оппонентами вопросов. 
Кроме того,  всем студентам предлагается оценить всю работу команды на занятии с трех позиций:
Ø Я (личный вклад собственного труда)
Ø Мы  (работа всей команды)
Ø Дела (степень новизны темы)

Контрольные вопросы.
1.     Какова роль бизнес-планирования в управлении предприятием?
2.     Назовите общие принципы планирования и их особенности.
3.     Какие факторы влияют на выбор форм и содержание разделов бизнес-планов?
4.     Какова структура и функции бизнес-планов?
5.     Информационное обеспечение бизнес-планирования.
6.     На чем необходимо акцентировать внимание при описании продуктов (услуг)?
7.     Какова последовательность разработки бизнес-плана?
8.     Почему краткое содержание и резюме располагаются в начале бизнес-плана, а пишутся в конце?
9.     Каковы сильные стороны и недостатки подготовки бизнес-плана на основе групповой работы?
10.                        В чем состоит значимость (ценность) выявления ключевых факторов успеха для предприятий малого бизнеса?

Домашнее задание - Проанализировать свои шаги при организации собственного дела с точки зрения своей роли в команде.

Рекомендации:
-  Представление студентам возможности в рамках модульного контроля представить презентацию собственного бизнеса позволяет оценить приобретенные профессиональные компетенции
-  Защита проектов в командах стимулирует студентов к получению лучшего результата при определении рейтинга команды
-  Интерактивное занятие по защите проектов требует предварительной подготовки студентов к презентации созданного бизнеса
-  Презентация придуманного бизнеса в виде защиты проекта дает возможность показать умение работать в команде, а также отрабатывает коммуникативные компетенции
-  Разработка основ собственного бизнеса развивает способность систематизировать и обрабатывать разнообразную научную информацию и использовать ее для бизнес-планирования
-  Грамотно организованная самостоятельная работа позволяет углубить профессиональные знания и навыки в бизнес-планировании и тем самым обеспечить более высокое качество подготовки обучающихся

Рекомендуемая литература
1.     Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес». СПО / И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 56 с., ил.
2.     Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес». 10–11 классы общеобразоват. орг., СПО / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
3.     Финансовая грамотность: методические рекомендациии для преподавателя. Модуль «Собственный бизнес». общеобразоват. орг., СПО / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.
4.     Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РАБОТЫ С «БИЗНЕС-ИДЕЯМИ»
Предварительная оценка бизнес-идеи
Критерии оценки бизнес-идеи
Как сделать презентацию бизнес-идеи
Как оценить прибыльность бизнес-идеи
Идеи в малом бизнесе
Правила написания бизнес плана
7.         http://www.hr-portal.ru/article/sovety-po-sostavleniyu-biznes-plana   
Советы при составлении бизнес-плана, советы по оценке рисков
Виды бизнес-планов
10.    Оценка идеи  по модели RAM http://www.business101.ru/article/kak-ocenit-ideju-biznesa 
Как оценить идею для бизнеса
Оцениваем бизнес-идею
Ролик о проблемах инвестиций в стартапы. Интервью с Евгением Гордеевым, управляющим партнером фонда Russian Ventures в видеоролике
Стартапы – организация бизнеса «Серебряная экономика: как улучшить жизнь пожилых и заработать на этом». Описание инновационных идей и стартапов в этом направлении
















Комментарии

  1. Реферат на тему: «Экономические проблемы современности»
    Багомедов Запир 2 курс 2 группа ИЭиУР.

    ОтветитьУдалить
  2. “Я надзвичайно задоволений послугою позики пана Лі, і ваші пропозиції допомогли мені отримати дуже вигідну угоду на житло. Я був би радий рекомендувати ваші послуги своїм друзям, які шукають позику ».
    Не шукайте нікуди більше, якщо ви шукаєте позику. Містер Лі найкращий. Я настійно рекомендую його послуги. Найкраще, що я коли-небудь мав задоволення працювати з його низькою ставкою позики. ”Це містер Лі Контакт, якщо хтось тут шукає позику. Whatsapp: + 1-989-394-3740. & Електронна адреса: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога