ТЕМА 2.МИКРОЭКОНОМИКА И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ




                1.     Субъекты микроэкономики: домохозяйства и фирмы
                2.     Рыночный механизм и его элементы
                3.     Закон спроса и неценовые детерминанты.
                4.     Закон предложения и неценовые детерминанты
                5.     Изменения спроса, предложения и их величин
                6.     Рыночное равновесие и равновесная цена
                7.     Предпринимательство и её организационно-правовые формы



Основные элементы рыночного механизма: цена, спрос, предложение и конкуренция.
Конкуренция и её типы: совершенная и несовершенная. Виды конкуренции.  Чистая монополия. Монополистическая конкуренция.  Олигополия.  Антимонопольная политика государства.
Спрос на товары и услуги. Закон и кривая спроса. Цена как решающий фактор спроса. Изменение спроса под воздействием неценовых факто­ров. Сдвиги кривой спроса.
Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Построение кривой предложения. Влияние цены и неценовых факторов на изменения пред­ложения. Сдвиги кривой предложения.
Взаимодействие  спроса и предложения:  формирование рыночного равновесия и установление равновесной цены.
Субъектная структура рыночного хозяйства. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного  хозяйства: домохозяйств, фирм и государства.
Домохозяйства как получатели дохода. Функциональное распределение дохода. Личное распределение дохода.  Домохозяйства как расходующая группа. Личные сбережения. Расходы на личное потребление. Роль домохозяйств в экономике Республики Дагестан.
Сущность и виды предпринимательства: страховое, производственное, коммерческое, финансовое, посредническое. Предпринимательство как основная форма деятельности фирмы в условиях рынка.
Отличительные особенности различных организационно-правовых форм предприятий: Полное товарищество; Товарищество на вере; Общество с ограниченной ответственностью; Акционерное общество (корпорация); Фонд; Государственные и муниципальные унитарные предприятия; Некоммерческие организации; Потребительский кооператив; Общественные и религиозные организации (объединения); Индивидуальное предпринимательство; Производственный кооператив. 
Правовое поле функционирования фирмы. Регистрация предприятий, фирм. Регистрация юридического лица.
Государство как субъект рыночной системы. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Основные формы воздействия государства на экономику: экономические, административные, правовые.


ТЕМА 2.МИКРОЭКОНОМИКА И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

1.  Основные элементы рыночного механизма
2.  Взаимодействие спроса и предложение и установление рыночного равновесия.
3.  Субъекты рыночной экономики: домохозяйства, фирмы  и государство
4.  Предпринимательство и её организационно-правовые формы


1.     Основные элементы рыночного механизма

Рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Условиями возникновения рынка являются
- общественное разделение труда и специализация
- экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства
- свободный обмен ресурсами
Рынок – система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Функции рынка.
1. Регулирующая (информационная)
2. Посредническая
3. Ценообразования – установления цены.
4. Учета затрат на производство продукции.
5. Оздоровления
Рыночный механизм -- это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.
При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.
Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос -- на предложение, а предложение -- на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.
В рыночной экономике производители и потребители в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
Конъюнктура рынка -- это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существовани­ем различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характер} производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необхо­димой для принятия экономических решений.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях сво­бодной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:
1)      множеством покупателей и продавцов;
2)      высокой мобильностью факторов производства;
3)      отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
4)      однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
5)      равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участни­ка в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продав­цов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на ры­ночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяс­нения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробно­му анализу в условиях совершенной конкуренции будет посвящена гл. 6.
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутству­ет, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренци­ей. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

Общая характеристика рыночной экономики
1)      чистая монополия, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли со­впадают;
2)      олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3)      монополистическая конкуренция, которая характеризуется нали­чием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих диффе­ренцированную продукцию.
Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной кон­куренции будут рассмотрены в гл. 7.
В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа ры­ночных структур необходимым условием их нормального функционирова­ния является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения зако­номерностей рыночного механизма это важнейшее положение будет конк­ретизировано.



2. Взаимодействие спроса и предложение и установление рыночного равновесия.


Спрос платежеспособная потребность, количество продукта, которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в течение определенного времени. Спрос – это денежное выражение величины потребности в товарах и услугах (желание и возможность заплатить за получаемое благо).

Спрос можно представить в виде:

1.
Таблицы (шкалы), в которой по каждой из возможных цен покупается определенное количество
потребительских благ




Цена Р (р.)

Объем Q (р.)



5

1



3

2



2

3



1

5

2.
Функции – зависимости спроса от определяющих его факторов:



Qd
f (P, Pa , Pb ,..., I , Pe , T , N ,W )

3.
Графика.




Кривая  спроса    все  возможные  варианты  соотношения



цены и спроса в пределах, показанных на графике.

P
D
Объем спроса максимальное количество единиц товара,


которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при



данной цене и условиях.



Цена   спроса      максимальная   цена,   по   которой



потребитель  согласен  приобрести данное  количество  товара  в



единицу времени.



Закон спроса фиксирует зависимость спроса и цены. При



прочих равных условиях чем выше цена, тем меньше спрос на



товар.


Q
Вид  кривой  спроса  можно  объяснить  исходя  из  трех


эффектов поведения потребителя:






1.   В  силу  действия  закона  убывающей  предельной

полезности, согласно которому последняя единица товара приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая,

имеет  место  эффект  насыщения  потребителя.  Поэтому  каждая  дополнительная  единица  блага  будет

приобретена лишь при условии снижения его цены.

2.      Эффект дохода заключается в том, что если цена на данный товар упадет, то потребитель сможет купить данного товара больше, оставив потребление всех остальных товаров на прежнем уровне.

3.      Эффект замещения связан с предпочтением потребителей выбирать из набора аналогичных благ более дешевое, тем самым снижение цены будет стимулировать рост потребления данного товара.

Неценовые факторы спроса:
1.       Ра, Рв, …- цены на сопряженные товары.

Взаимозаменяемые товары: между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (масло-маргарин).

Взаимодополняющие (комплиментарные) товары: спрос на них предъявляется одновременно, при росте цен на один из них спрос на другой падает (автомобиль – бензин).

Независимые товары: изменение цены на один товар не влияет на спрос на другой товар.

2.       I – доходы потребителей.

Если при достижении определенного уровня дохода величина спроса на данные товары падает, то эти товары называют товарами низшей категории качества:

Если при росте дохода растет потребление данных товаров (прямая зависимость), то эти товары называются товарами высшей категории качества.

3.       Ре потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия, будущего дохода, неблагоприятных климатических условий, новых законов и т.д. способны изменить спрос, в ряде случаев сделать его ажиотажным.

4.       Т Вкусы и предпочтения потребителей
5.       N число реальных покупателей и досягаемость для них товаров

6.       W накопленное имущество. Чем большим имуществом обладает человек, тем больше он склонен увеличивать текущее потребление.

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного товара.

Изменение спроса (или «в спросе») выражается в смещении всей кривой спроса вправо или влево под влиянием неценовых факторов спроса.

Вопрос 2. Предложение. Ценовые и неценовые факторы предложения

На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением понимают то количество продукта, которое производитель хочет и может (способен) произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода. Сбытовая и ценовая политика производителей подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли.

В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции. Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.
Предложение можно представить в виде:

1.
Таблицы  (шкалы),  в  которой  по  каждой  из  возможных  цен  покупается  определенное

количество потребительских благ





Цена Р (р.)
Объем Q (р.)




1
1




2
3




3
5




5
7


2.
Функции – зависимости предложения от определяющих его факторов:

Qd
f (P, Pa , Pb ,..., Pr , Pe , Te , Ta , Z , N s )




3.
Графика.










Кривая   предложения      все   возможные   варианты

P
S
соотношения  цены  и  предложения  в  пределах,  показанных  на


графике.









Зависимость  предложения  от  цены  фиксируется  законом



предложения:  при  прочих  равных  условиях  с  ростом  цены



возрастает объем производимых (предлагаемых) товаров.




Неценовые факторы предложения:





1.   Цены на исходные ресурсы (Pr). Чем ниже затраты на



исходное сырье, материалы, топливо, рабочую силу, тем большее



количество  продукции по  более  низкой  цене  предприниматель


Q
сможет
предложить
на
рынок.
Таким
образом,
кривая


предложения сместится вправо и вниз.












2.
Технологические  возможности  производителей  (Те).

Чем  выше  уровень  прогресса,  тем  эффективнее  становится  производство,  то  есть  на  каждую  единицу

затраченных  ресурсов  производителя  выпускается  все  большее  количество  конечного  продукта.  Кривая

предложения в этом случае сдвигается вправо и вниз.







3.         Цены на другие продукты (Ра, Рв, …). Пример: снижение цены на говядину, как это было совсем недавно с говядиной, зараженной бешенством, побудило фермеров выращивать больше птицы. Следовательно, изменение цен на другие товары способно смещать кривую предложения.

4.         Число продавцов (Ns). Чем больше производителей выпускают данный продукт, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо.

5.         Ожидания производителей (Ре). Пример, производители зерна, ожидая, что цены на него вырастут, не станут продавать его ни государству, ни населению, потому что при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать.
6.         Налоги и дотации (Те). Учитывая, что большинство производителей рассматривают налоги как затраты своего производства, повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и уменьшать предложение. Напротив, дотации фактически снижают затраты, а соответственно увеличивают предложение.

7.         Природно-климатические условия (Z). Пример: дождливое лето значительно сократило урожай сельскохозяйственных культур (кривая предложения сдвигается влево и вверх).




Рыночное равновесие
Равновесная цена Устанавливается под воздействием спроса и предложения. Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. 
Рыночное равновесие – это компромисс между продавцом и потребителем. Оно достигается через механизмы цены равновесия. Противоречия между интересами покупателя и продавца заключаются в противоположном отношении к цене, ее изменению. Цена равновесия – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают, т.е. равновесной цене (Ре) соответствует и равновесный объем (Qе) спроса и предложения.  



Совершенно
эластичный
спрос

Совершенно
неэластичный
спрос
Классическая ситуация равновесия на рынке отдельного товара представлена на рисунке.


P


Функция спроса D:







Pmax
D
S
Qd
f (P, Pa , Pb ,..., I , Pe , T , N ,W )



Функция предложения S:






Излишек



Qd
f (P, Pa , Pb ,..., Pr , Pe , Te , Ta , Z , N s )

потребителя








PE цена равновесия


P1


QE –равновесный объем сделок на рынке

Излишек






производи-






теля
PE
E

При P1 > PE на рынке возникает избыток товара





PminP2









При P2 < PE на рынке возникает дефицит


0
QE
Q
товара


Издержки






производи-






теля







В  реальной жизни виды равновесия могут быть различными:

1.         Если объем спроса превышает объем предложения при любой неотрицательной цене, то это благо является бесплатным, равновесие существует при нулевой цене.

2.         Если в любом случае цена спроса меньше цены предложения, равновесие существует при нулевом объеме продаж. Производство такого товара технологически возможно, однако экономически не выгодно.

3.         Если кривая предложения или спроса имеют специфический вид, то могут существовать два положения равновесия. Пример: при низкой заработной плате ее рост стимулирует увеличение предложения труда и пересекает кривую спроса в первой точке. Если заработная плата продолжает расти, то при очень высоком ее уровне наступает момент, когда человек предпочитает отдых работе, предложение труда начинает сокращаться, пересекает кривую спроса в другой точке.

4.         Если кривые спроса и предложения имеют общие участки, равновесие существует при любой цене или при любом количестве в некотором диапазоне.

Стабильность равновесия:
1.         Устойчивое равновесие: полностью устойчивое; асимптотически устойчивое (цены приближаются к цене равновесия, но не достигают ее); затухающие колебания; равномерные колебания.

2.          Неустойчивое равновесие.

3 Субъекты рыночной экономики: домохозяйства, фирмы  и государство


Субъекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Бизнес (фирма) — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.
Правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства.
Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму  государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

4. Предпринимательство и её организационно-правовые формы

Любое предприятие прежде всего предстает как место соедине­ния факторов производства. Эти факторы соединяются таким образом, что можно говорить о наличии на предприятии производственной коо­перации, при которой личные и вещественные факторы производства обеспечивают общий процесс производства. Факторы производства, их специализация и производственная кооперация характеризуют произво­дительные силы общества, тем самым каждое предприятие предстает как составная часть производительных сил. В качестве такового оно за­нимает определенное место в системе общественного разделения труда, специализируясь на производстве определенного продукта.
Предпринимательство есть инициативная деятельность под собственную материальную ответственность, направленная на получение прибыли. Поскольку прибыль предстает как разница между получаемым предпринимателем доходом и расходами, то предпринимательство можно рассматривать как бизнес, но не всегда бизнес есть предпринимательство, так как не всегда его непосредственной целью является прибыль.
Предпринимательская деятельность включает деятельность по приобретению необходимых факторов производства и их соединению, предполагающую организацию производства и управление им, а также деятельность по сбыту произведенных товаров.
Она возможна при наличии предприятия, где можно проявить необходимые для предпринимателя качества:
-          инициативу;
-          организаторские и управленческие способности;
-          новаторство;
-          готовность к риску;
-          ответственность.
Предпринимательская деятельность предполагает правовое оформление, что означает регистрацию созданного предприятия и наделения его статусом физического или юридического лица.
Фирму обычно характеризует многопрофильность, так как в условиях рынка опасно ориентироваться на выпуск одного какого-то товара. Предприятие же может быть однопрофильным. Крупные фирмы, как правило, имеют несколько предприятий.
Итак, фирма, будучи субъектом экономических отношений, имеет имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, счет в банке, устав, обладает необходимыми юридическими правами и несет ответственность по своим обязательствам перед другими экономическими субъектами.
Предприниматель, будучи физическим лицом, выступает как представитель фирмы и от ее имени заключает договоры, осуществляет наем работников, ведет расчеты с другими фирмами и т.д.
В нашей стране понятия «фирма» и «предприятие» обычно отождествляются, и даже в законах слово «фирма» заменено словом «предприятие». Поэтому в дальнейшем мы будем говорить о предприятиях даже тогда, когда, с точки зрения экономической теории, речь идет о фирмах.
Место и роль того или иного предприятия в экономической системе нельзя определить без его отнесения к соответствующему типу, виду, категории и форме.
В основу деления предприятий по типам заложена цель их деятельности. Предприятие, имеющее цель производства прибыль, является коммерческим. Если цель предприятия иная, то оно относится к типу некоммерческих. Основой рыночной экономики являются коммерческие предприятия. Именно они будут объектом нашего последующего анализа.
Предприятия делятся на три вида в зависимости от вида собственности на его имущество: частные, государственные, в том числе муниципальные, и смешанные. В рыночной экономике преобладают частные предприятия, и именно они обычно берутся в качестве объекта микроэкономического анализа.
Истоки предпринимательства уходят вглубь веков. Однако необ­ходимым атрибутом рынка оно стало в период развития капита­лизма.
А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.
В российском законодательстве предпринимательство трак­туется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществля­емая на их риск и под их имущественную ответственность.
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать пред­принимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициати­вой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются ПРИЗНА­КАМИ предпринимательства.
В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
СУБЪЕКТАМИ предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, аренд­ные коллективы, кооперативы) и государство.
ОБЪЕКТАМИ предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятель­ность, операции с ценными бумагами.
В зависимости от содержания деятельности различают следу­ющие ВИДЫ предпринимательства.
Производственное предпринимательство — это такое, в кото­ром осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде пред­принимательства — основная.
Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сдел­ках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производ­ством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными.
Финансовое предпринимательство — разновидность коммерчес­кого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельнос­ти, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Страховое предпринимательство — это особая форма финан­сового предпринимательства, заключающаяся в том, что пред­приниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комби­нировать ограниченные ресурсы.
Риск, как отмечалось, — один из основных признаков пред­принимательства.
РИСК — это вероятность убытков или недополучения дохо­дов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.
Различают несколько видов риска: производственный, ком­мерческий, финансовый, кредитный и процентный.
Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯклассическую и инновационную.
Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от име­ющихся в его распоряжении ресурсов. Классическая модель описывает традиционное, консервативное предпринимательство, предполагающее управление производством на основе экономичного и эффективного использования производственных ресурсов.
Вторая модель сориентирована не только на имеющиеся ресур­сы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель от­дает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса, рассматривая виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики, с их доведением до конкретной продукции или технологии, которые пользуются спросом на рынке.

Фирмы: классификация и организационно-правовые формы.

Фирма — это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации форм берут разные признаки.
Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы.
Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства:
• индивидуальное, или частное предпринимательство;
• товарищество, или партнерство;
• корпорация (акционерное общество).
Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал — в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т. п.
Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:
• ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;
• неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;
• сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.
Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций.
Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции. К числу преимуществ корпораций относятся:
• неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;
• разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
• привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;
• стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
• двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса S-корпораций (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
• благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
• разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот. Существуют другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их недостатки.
По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес.
В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Важен он и для России, поэтому остановимся на нем более подробно.
Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от venture — рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции.
Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы создаются и в России, но не получают широкого распространения, как и малый бизнес в целом.
Между тем значение малого предпринимательства для России трудно переоценить, так как оно призвано:
• без существенных капиталовложений расширить производство потребительских товаров и услуг, в первую очередь для беднейших слоев населения, составляющих в России большинство;
• помочь выравниванию условий жизни в различных населенных пунктах;
• вовлечь в производство материальные и финансовые средства населения;
• трудоустроить работников, высвобождающихся из крупных предприятий. Велико и социально-политическое значение малого бизнеса: оно служит базой развития «среднего» класса, который является гарантом стабильности в обществе. Однако, статистика свидетельствует о том, что если в 1992-1994 гг. малый бизнес набирал темпы роста, то с 1995 г. темпы его развития резко замедлились. Среди причин такого положения выделяют внутренние и внешние.
Внутренние факторы:
• недостаточный стартовый капитал;
• слабая связь с банками. Внешние факторы:
• «драконовская» налоговая система;
• нестабильность и незавершенность законодательства;
• криминальный «прессинг».
Для повышения жизнеспособности малого бизнеса необходимо осуществлять конкретные мероприятия по трем направлениям:
• улучшение внешней среды малого бизнеса;
• оказание прямой помощи конкретным фирмам;
• усиление самоорганизации малых предприятий.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т. д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Уместно поставить вопросы:
1. Чем определяется величина фирмы?
2. Зачем нужно создавать фирмы?
3. Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка,
где каждый его участник является мини-фирмой?
Хорошо известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает, так как предполагает наличие административной иерархии, контроля и сознательного планирования. Дело в том, что использование механизма рынка обходится недешево. Каждый участник рынка должен делать затраты на «добычу» информации о своих поставщиках и покупателях, на ведение переговоров и осуществление контроля за соблюдением условий договора и т. п. Все эти затраты называются трансакционньши (лат. transactio — сделка).
Трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Если бы экономика являлась «сплошным, диким» рынком, состоящим из одних физических лиц, то Трансакционные затраты были бы очень велики из-за множества мини-сделок. Способом снизить эти затраты является организация фирмы. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм. Оказывается, что трансакции дешевле осуществлять внутри фирмы, без посредничества рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, фирма, т. е. «иерархия», вытесняет рынок. Можно сделать вывод, что ни у рынка, ни у «иерархии» нет друг перед другом абсолютных преимуществ. В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после — рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т. д.
Организационная структура российского бизнеса
В рыночной экономике в отличие от командно-административной в товарно-денежном обороте участвуют не номинальные, а реальные собственники: индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Для них создание предприятий ни с экономической, ни с правовой точек зрения не имеет смысла. Они используют другой путь: создание не предприятий, а «компаний одного лица», т. е. хозяйственных обществ. Сохранение же такого понятия, как «предприятие», в качестве некоммерческой организации — несобственника оправдано лишь. для государственного и муниципального секторов.
В рыночном понимании «предприятие» вовсе не особая организационно-правовая форма предпринимательства, а имущественный комплекс — совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т. д. Оно является «унитарным», так как его имущество принадлежит единому собственнику (государству или муниципальному образованию) и поэтому не подлежит разделу между работниками.
Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются юридическими лицами.
Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Коммерческие организации могут
создаваться в форме:
• хозяйственных товариществ и обществ;
• производственных кооперативов;
• государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества в свою очередь существуют в
формах:
• полное товарищество;
• товарищество на вере (коммандитное товарищество);
• общество с ограниченной ответственностью;
• общество с дополнительной ответственностью;
• акционерное общество (открытое и закрытое);
• дочерние и зависимые общества.
Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в общем, складочном капитале.
Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности этого товарищества. Коммандитисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале. ^ В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В обществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.
Акционерное общество — это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.
Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.
Закрытым акционерным обществом называется такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.
Дочерним хозяйственным обществом является такое общество, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего общества. Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
Статус зависимого общества предполагает ситуацию, при которой основное общество имеет более 20 % голосующих акций АО.
Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении их паевых взносов.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных, фондов.
Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.
Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, свечи, крестики, цепочки в церквах и т. п.).
Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.
Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан,
Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.




Комментарии

  1. Сотрудничать с Кредит-финанс намного комфортнее, ведь авто остается у вас и вам не нужно нарушать собственный налаженный повседневный ритм. У нас гораздо проще взять деньги в кредит под залог машины и ПТС займ под авто красноярск. Мы относимся к кредитной истории не так строго, как банки, поэтому процент утвержденных займов у нас значительно выше.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога