Добрый день!
Игровой процесс имитируется
при следующих условиях:
ü
сжатом масштабе
реального времени;
ü
введении упрощенной
структуры исследуемых управленческих проблем;
ü
неполной информации о
реальных процессах.
Предварительная подготовка к занятию в форме кейс-стади (в
данном случае защита бизнес-проектов) заключается в разбивке группы студентов на
команды в зависимости от их интересов, то есть исходя из того какой продукт или
услугу им хотелось бы производить. Озвучиваются основные обязательные разделы
бизнес-проекта и критерии оценивания.
Основные требования к
бизнес-проекту: информативное и понятное описание сути проекта, четкая
формулировка целей и задач, представление актуальной информации о рынке,
ресурсах, предполагаемых достижениях и показателях экономической эффективности.
При составлении проекта необходимо учитывать одно важное условие: он должен
быть кратким (достаточно 15-20 листов), иначе интерес к его чтению исчезнет.
Признак хорошо
разработанного бизнес плана — содержательная информация во всех его разделах.
Документ может содержать деловую графику (таблицы, диаграммы, графики, схемы),
что повышает эффективность восприятия предоставляемых данных. При составлении
бизнес плана нужно использовать простой и четкий стиль изложения
Последовательность
разработки бизнес плана:
·
определение идеи;
·
сбор информации о продукции, рынке сбыта
и факторах, его определяющих;
·
анализ полученных данных;
·
оценка возможностей фирмы;
·
определение потребностей в
производственных мощностях, трудовых ресурсах и др.;
·
расчет необходимых денежных средств,
определение источников финансирования, расчет прибыли;
·
оценка эффективности;
·
определение рисков;
·
оформление.
Порядок разработки бизнес плана — это выполнение всех
этапов в указанной последовательности. После составления следует провести
предварительную оценку проекта.
Рекомендуемая структура
бизнес-плана включает следующие разделы:
1. Титульный лист проекта;
2. Резюме (Общие положения разработки
бизнес-плана)
Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от
характера проекта, но перечисленные выше разделы должны быть включены в
бизнес-план в обязательном порядке
Резюме проекта. Это краткая
аннотация плана. В ней должна быть представлена вся суть плана в нескольких
предложениях. Объем не должен превышать страницу. Это одна из важнейших частей.
Она должна цеплять потенциальных инвесторов и убеждать их в необходимости
инвестирования в проект, как хорошая реклама.
Производственный
план.
Производственный план — неотъемлемая часть любого
бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные или прочие
рабочие процессы фирмы. Здесь необходимо рассмотреть все вопросы, связанные с
производственными помещениями, их расположением, c оборудованием и персоналом.
Следует кратко пояснить, как организована система выпуска товаров
(предоставления услуг) и как осуществляется контроль над производственными
процессами. Необходимо также уделить внимание вопросам расположения
производственных мощностей и размещения инструментов, оборудования и рабочих
мест. Основная задача этого раздела бизнес-плана — определение и аргументация
выбора фирмой того или иного производственного процесса и оборудования.
Любая
организация имеет производственную систему, в которую поступают различные
вводимые ресурсы (персонал, технологии, капитал, оборудование, материалы и
информация) и в которой они преобразуются в товары или услуги.
Описание производимых товаров (услуг). Раздел содержит сведения о производимой продукции,
предполагаемых объемах производства и продажи продукции в динамике.
Маркетинговый план (анализ рынка сбыта). Эта часть должна в обязательном порядке содержать статистические
исследования конкурентной среды, анализ спроса и предложения на предлагаемую
организацией продукцию, определять круг целевой аудитории, содержать сведения о
продвижении и рекламе продукции. Разработка бизнес-плана невозможна без
маркетинговых исследований.
Окончательное
обоснование необходимости и выгодности создания продукта должно быть выполнено
на основе анализа рынка. Этапы анализа
исследования внешней среды:
1.
Общие тенденции изменения данного рынка;
2.
Состояние конкуренции на рынке;
3.
Основные потребители; 4. Сбытовая деятельность;
5. Тенденции
развития внешней среды, неподконтрольные предпри- ятию.
Обязательно
следует указать конкурентные преимущества:
а)
способность удовлетворять потребности покупателей;
б)
охват рынка;
в) отзывы
и репутация;
г)
стабильность позиции (финансовые ресурсы).
Организационный
план включает рекрутинг и кадровую
политику
организации, требования к
квалификации и подбору персонала, его количеству и оплате труда.
Команды и название проекта написать в комментариях (наименование, состав команды: ФИО, курс, группа)
Аликберова А.М. доцент кафедры «Политическая
экономия»
Методические указания к семинарскому занятию
по
дисциплине Микроэкономика:
«МОЯ ФИРМА. Защита бизнес-проектов»
Развитие рынка связано
с понятиями бизнеса и предпринимательства. Под бизнесом понимают
предпринимательскую экономическую деятельность, приносящую прибыль. Он
осуществляется на свой страх и риск, под личную имущественную ответственность
субъектов предпринимательства. Бизнесу присущи инициатива, динамичность,
поиск, самостоятельность. Бизнес-план представляет собой результат исследований
и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления
деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся
организационно-экономических условиях. В этом контексте его разработка опирается:
-
конкретный проект производства
определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых
услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
-
всесторонний анализ
производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого
является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других
аналогичных фирм;
-
изучение конкретных финансовых,
технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике
для реализации конкретных задач.
Практическое занятие по
дисциплине «Микроэкономика» в форме защиты
бизнес-проектов проводится в рамках изучения экономических,
организационных и финансовых аспектов планирования деятельности организации в
условиях различных типов рыночных структур, основанных на производстве и
реализации оригинальной продукции.
Цель занятия –
резюмирование и закрепление пройденного материала по разделам «Теория фирмы.
Издержки производства и прибыль», «Рыночные структуры».
Игровой процесс имитируется
при следующих условиях:
ü
сжатом масштабе
реального времени;
ü
введении упрощенной
структуры исследуемых управленческих проблем;
ü
неполной информации о
реальных процессах.
Предварительная подготовка к занятию в форме кейс-стади (в
данном случае защита бизнес-проектов) заключается в разбивке группы студентов на
команды в зависимости от их интересов, то есть исходя из того какой продукт или
услугу им хотелось бы производить. Озвучиваются основные обязательные разделы
бизнес-проекта и критерии оценивания.
Основные требования к
бизнес-проекту: информативное и понятное описание сути проекта, четкая
формулировка целей и задач, представление актуальной информации о рынке,
ресурсах, предполагаемых достижениях и показателях экономической эффективности.
При составлении проекта необходимо учитывать одно важное условие: он должен
быть кратким (достаточно 15-20 листов), иначе интерес к его чтению исчезнет.
Признак хорошо
разработанного бизнес плана — содержательная информация во всех его разделах.
Документ может содержать деловую графику (таблицы, диаграммы, графики, схемы),
что повышает эффективность восприятия предоставляемых данных. При составлении
бизнес плана нужно использовать простой и четкий стиль изложения
Последовательность
разработки бизнес плана:
·
определение идеи;
·
сбор информации о продукции, рынке сбыта
и факторах, его определяющих;
·
анализ полученных данных;
·
оценка возможностей фирмы;
·
определение потребностей в
производственных мощностях, трудовых ресурсах и др.;
·
расчет необходимых денежных средств,
определение источников финансирования, расчет прибыли;
·
оценка эффективности;
·
определение рисков;
·
оформление.
Порядок разработки бизнес плана — это выполнение всех
этапов в указанной последовательности. После составления следует провести
предварительную оценку проекта.
Рекомендуемая структура
бизнес-плана включает следующие разделы:
1. Титульный лист проекта;
2. Резюме (Общие положения разработки
бизнес-плана)
3.
Общее описание организации
4.
Описание производимых товаров ( услуг )
5.
Маркетинговый план (Анализ рынка)
6.
Производственный план
7.
Организационный план
8.
Финансовый план
9.
Приложения
Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от
характера проекта, но перечисленные выше разделы должны быть включены в
бизнес-план в обязательном порядке
Титульный
лист. Титульный лист
бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Он
содержит название проекта, краткую аннотацию сути проекта: информацию о
разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации
проекта.
Титульный лист должен иметь
следующую структуру:
1) название проекта;
2) фамилия, имя, отчество
руководителя проекта и его участников;
3) адрес фирмы;
4) контакты;
5) сфера бизнеса;
6) основные виды деятельности;
7) срок реализации проекта.
Резюме проекта. Это краткая
аннотация плана. В ней должна быть представлена вся суть плана в нескольких
предложениях. Объем не должен превышать страницу. Это одна из важнейших частей.
Она должна цеплять потенциальных инвесторов и убеждать их в необходимости
инвестирования в проект, как хорошая реклама.
Вопросы:
1. Род предприятия (отметьте и опишите):
торговля, производство/переработка, распространение, услуги,
другие.
2. Какие товары/услуги оно будет предлагать?
- Чем они уникальны?
- Решают ли они важную проблему?
3. Каков статус предприятия? (отметьте и
опишите):
образование, приобретение уже существующего предприятия,
расширение, другой.
4. Какая форма организации? (отметьте и
опишите)
§ единоличное владение (индивидуальное
предпринимательство),
§ общество (тип?),
§ корпорация (тип?).
5. Расположение предприятия (где будет
находиться?)
- В чем преимущество этого местонахождения?
6. Кто и что будет вашим основным рынком?
7. Какой процент существующего рынка вы
охватите?
- Каков ваш план и стратегия проникновения на рынок?
8. Кто ваши конкуренты?
- В чем их сила и слабость?
- Какова их доля рынка?
9. Кто собирается управлять предприятием?
- Какая квалификация необходима для управления
предприятием?
- Каков опыт, стаж и образование управляющих?
10. Каковы сроки основных этапов достижения
целей?
11. Сколько средств необходимо, чтобы сделать
предприятие успешным?
- Сколько средств необходимо для улучшения
товара?
- Сколько средств необходимо для маркетинга?
- Сколько средств необходимо для эксплуатации предприятия?
12. Какой вид финансирования вам нужен?
(отметьте и опишите)
ссуда (кредит),
акционерный капитал (инвестиция).
14. Каков срок окупаемости инвестиций?
15. Сколько средств вложено на сегодняшний
день?
16. Каковы ваши интересы (финансовые и др.) и
долгосрочные цели?
17. В чем сильные и слабые стороны вашего
предприятия (что сделает его успешным)? (отметьте и опишите):
менеджмент, квалифицированный и опытный персонал, уникальный
товар/услуга, постоянный источник поставок, небольшое производство/низкие
накладные расходы, высокая прибыль, хорошее обслуживание, упор на качество.
18. Каковы долгосрочные цели, направленные на
рост и расширение предприятия?
Общее
описание организации. Раздел
должен содержать описание
следующих
позиций:
1)
описание проблемной ситуации в отрасли, существующие решения и
удовлетворенность потребителей ими. Причины появления альтернативного решения;
2)
история возникновения бизнеса, текущая ситуация и тенденции ее развития;
3)
описание программного продукта и сопутствующих услуг, которые будут предложены
на рынок, описание потенциальных выгод для потребителей;
4)
оценка собственных возможностей — наличие команды, профессиональные навыки и
предпринимательские способности каждого из членов команды, права на интеллектуальную
собственность.
Производственный
план.
Производственный план — неотъемлемая часть любого
бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные или прочие
рабочие процессы фирмы. Здесь необходимо рассмотреть все вопросы, связанные с
производственными помещениями, их расположением, c оборудованием и персоналом.
Следует кратко пояснить, как организована система выпуска товаров
(предоставления услуг) и как осуществляется контроль над производственными
процессами. Необходимо также уделить внимание вопросам расположения
производственных мощностей и размещения инструментов, оборудования и рабочих
мест. Основная задача этого раздела бизнес-плана — определение и аргументация
выбора фирмой того или иного производственного процесса и оборудования.
Любая
организация имеет производственную систему, в которую поступают различные
вводимые ресурсы (персонал, технологии, капитал, оборудование, материалы и
информация) и в которой они преобразуются в товары или услуги.
Описание производимых товаров (услуг). Раздел содержит сведения о производимой продукции,
предполагаемых объемах производства и продажи продукции в динамике.
Маркетинговый план (анализ рынка сбыта). Эта часть должна в обязательном порядке содержать статистические
исследования конкурентной среды, анализ спроса и предложения на предлагаемую
организацией продукцию, определять круг целевой аудитории, содержать сведения о
продвижении и рекламе продукции. Разработка бизнес-плана невозможна без
маркетинговых исследований.
Окончательное
обоснование необходимости и выгодности создания продукта должно быть выполнено
на основе анализа рынка. Этапы анализа
исследования внешней среды:
1.
Общие тенденции изменения данного рынка;
2.
Состояние конкуренции на рынке;
3.
Основные потребители; 4. Сбытовая деятельность;
5. Тенденции
развития внешней среды, неподконтрольные предпри- ятию.
Обязательно
следует указать конкурентные преимущества:
а)
способность удовлетворять потребности покупателей;
б)
охват рынка;
в) отзывы
и репутация;
г)
стабильность позиции (финансовые ресурсы).
Организационный
план включает рекрутинг и кадровую
политику
организации, требования к
квалификации и подбору персонала, его количеству и оплате труда.
Финансы. Восьмой
раздел бизнес-плана должен состоять из расчетов, экономически обосновывающих
работу предприятия. Здесь необходимо отразить расчет стоимости продукции и
услуг, определить издержки и дополнительные затраты, траты на приобретение
оборудования и инвентарь.
Кроме этого, в финансовом разделе должен быть
представлен операционный бюджет компании, её управление по страхованию, рискам,
прогноз по операциям с ценными бумагами, указаны основные показатели проекта по
его эффективности, а это и сроки окупаемости, и чистый приведённый доход, и
внутренние нормы доходности, и рентабельность.
И главная
часть – это окупаемость инвестиций. Необходима для оценки инвестиционной
привлекательности проекта. Выводы о возможностях и сумме вложения в бизнес.
Студенты могут выбрать любой интересный для них вид
деятельности в качестве основы своего коммерческого предприятия. В частности,
например, кинотеатр ExoFilm (открытие
кинотеатра ExoFilm по франшизе с целью удовлетворения развлекательной и
культурно-просветительной потребности населения); развлекательный центр «Jumping-off» (многофункциональный
развлекательный центр для всех возрастов и уровня физической подготовки); блинное кафе «FRANSUA BLINO» (главная
цель - быстро и вкусно
накормить гостей своего заведения, обеспечить клиентам максимально возможный
ассортимент блинов).
Каждой команде
предоставляется 15 минут на выступление и представление всех имеющихся
материалов и презентацию своего проекта. По завершению, все другие команды, а
также преподаватель задают вопросы.
Для реализации цели семинарского
занятия необходимо оценивание, которое осуществляется независимой экспертной
комиссией, в состав которой входит по одному участнику из каждой команды.
Членам экспертной комиссии запрещено голосовать за представителя своей команды.
Критерии оценивания:
ü
Актуальность, соответствующее
оформление и наглядность представленного проекта;
ü
Содержательность бизнес-проекта и
презентации;
ü
Владение материалом, способность четко
обосновать свои идеи;
ü
Умение отвечать на вопросы;
ü Возможность
практической реализации проекта.
По каждому отмеченному выше
критерию выставляется максимально 20 баллов. В итоге
будут определены первое, второе и третье места. При оценивании команд в расчет
принимаются содержательность не только
ответов, но уровень, сложность и точность сформулированных оппонентами
вопросов.
Кроме того, всем студентам предлагается оценить всю работу команды
на занятии с трех позиций:
Ø Я (личный вклад
собственного труда)
Ø Мы (работа всей команды)
Ø Дела (степень новизны
темы)
Контрольные
вопросы.
1.
Какова роль бизнес-планирования в
управлении предприятием?
2.
Назовите общие принципы планирования и их
особенности.
3.
Какие факторы влияют на выбор форм и
содержание разделов бизнес-планов?
4.
Какова структура и функции бизнес-планов?
5.
Информационное обеспечение
бизнес-планирования.
6.
На чем необходимо акцентировать внимание
при описании продуктов (услуг)?
7.
Какова последовательность разработки
бизнес-плана?
8.
Почему краткое содержание и резюме
располагаются в начале бизнес-плана, а пишутся в конце?
9.
Каковы сильные стороны и недостатки
подготовки бизнес-плана на основе групповой работы?
10.
В
чем состоит значимость (ценность) выявления ключевых факторов успеха для
предприятий малого бизнеса?
Домашнее задание - Проанализировать свои шаги при
организации собственного дела с точки зрения своей роли в команде.
Рекомендации:
- Представление
студентам возможности в рамках модульного контроля представить презентацию
собственного бизнеса позволяет оценить приобретенные профессиональные
компетенции
- Защита
проектов в командах стимулирует студентов к получению лучшего результата при
определении рейтинга команды
- Интерактивное
занятие по защите проектов требует предварительной подготовки студентов к
презентации созданного бизнеса
- Презентация
придуманного бизнеса в виде защиты проекта дает возможность показать умение
работать в команде, а также отрабатывает коммуникативные компетенции
- Разработка
основ собственного бизнеса развивает способность систематизировать и
обрабатывать разнообразную научную информацию и использовать ее для
бизнес-планирования
- Грамотно
организованная самостоятельная работа позволяет углубить профессиональные
знания и навыки в бизнес-планировании и тем самым обеспечить более высокое
качество подготовки обучающихся
Рекомендуемая литература
1. Финансовая грамотность:
материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес». СПО / И. В. Липсиц. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 56 с., ил.
2. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес». 10–11 классы
общеобразоват. орг., СПО / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014. — 16 c.
3. Финансовая грамотность:
методические рекомендациии для преподавателя. Модуль «Собственный бизнес».
общеобразоват. орг., СПО / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014. — 32 c.
4. Липсиц И.В. Экономика:
история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РАБОТЫ С «БИЗНЕС-ИДЕЯМИ»
Предварительная оценка
бизнес-идеи
Критерии оценки бизнес-идеи
Как сделать презентацию
бизнес-идеи
Как оценить прибыльность
бизнес-идеи
Идеи в малом бизнесе
Правила написания бизнес
плана
7.
http://www.hr-portal.ru/article/sovety-po-sostavleniyu-biznes-plana
Советы при составлении
бизнес-плана, советы по оценке рисков
Виды бизнес-планов
Как оценить идею для бизнеса
Оцениваем бизнес-идею
Ролик о проблемах инвестиций
в стартапы. Интервью с Евгением Гордеевым, управляющим партнером фонда Russian
Ventures в видеоролике
Стартапы – организация
бизнеса «Серебряная экономика: как улучшить жизнь пожилых и заработать на
этом». Описание инновационных идей и стартапов в этом направлении
Реферат на тему: «Экономические проблемы современности»
ОтветитьУдалитьБагомедов Запир 2 курс 2 группа ИЭиУР.
“Я надзвичайно задоволений послугою позики пана Лі, і ваші пропозиції допомогли мені отримати дуже вигідну угоду на житло. Я був би радий рекомендувати ваші послуги своїм друзям, які шукають позику ».
ОтветитьУдалитьНе шукайте нікуди більше, якщо ви шукаєте позику. Містер Лі найкращий. Я настійно рекомендую його послуги. Найкраще, що я коли-небудь мав задоволення працювати з його низькою ставкою позики. ”Це містер Лі Контакт, якщо хтось тут шукає позику. Whatsapp: + 1-989-394-3740. & Електронна адреса: 247officedept@gmail.com